Психологи из Университета Дьюка попросили несколько сотен людей представить, что они собираются ограбить музей.
Музей был виртуальный, в виде простенькой компьютерной игры: на экране появлялись разноцветные двери, на которые можно было щёлкнуть мышкой (ты как бы входил в музейный зал), и за каждой дверью прятались картинки, над которыми стояла их стоимость.
Картинки не были репродукциями какой-то великой живописи, это были просто картинки, которым соответствовали произвольные и весьма небольшие деньги; и в целом вся игра была сделана максимально экономно, без блужданий по коридорам, без разговоров, буквально как компьютерный пасьянс.
Общий смысл был в том, чтобы найти наиболее ценные картинки. Но только одним говорили, что они грабят музей прямо сейчас, и их задача — вынести самые ценные экспонаты. Другим же говорили, что они только планируют ограбление, а сейчас, что называется, просто смотрят, прикидывая, где висит то, что дороже всего. Те и другие в конце получали приз: одни — в сумме украденных картинок, другие — в сумме картинок, запланированных к будущей краже.
Первые в итоге собрали больше денег. Но зато вторые запомнили больше картинок. На следующий день тех и других снова попросили прийти в лабораторию, чтобы просмотреть сто семьдесят пять изображений – сто они видели в игре, и семьдесят пять было новых. Причём нужно было не просто вспомнить, видел ли ты конкретную картинку, но и сколько она стоила. И вот те, которые только планировали ограбление, лучше помнили и сами картинки, и сколько они стоили.
Сама постановка эксперимента может показаться экстравагантной, но на самом деле он хорошо показывает, как разные виды мотивации влияют на память, или же как сама память по-разному работает в разных условиях. Дело, может быть, не столько в планах, которые усиливают память — в конце концов, чтобы планировать надолго, действительно нужно многое помнить. Дело тут в стрессе: те, кому приходилось немедленно решать внезапную задачу, должны были чувствовать психологическое давление. Задачу они решали лучше, но текущие обстоятельства вылетали из головы. Те, кто располагал временем, у кого не было ничего срочного, могли потратить умственные ресурсы на запоминание.
Отсюда можно сделать вывод, что не стоит стараться запомнить что-то, занимаясь этим на бегу, в горящем дедлайне и т. д.. Ну или, по крайней мере, не стоит расстраиваться, если потом вдруг обнаружилось, что запомнить ничего не вышло. Правда, часто мы сами себе устраиваем срочное запоминание под давлением.
Аналог эксперимента с крадеными картинками наверняка был в жизни у очень многих из нас — это экзамены. Многие могли бы заранее предсказать результаты игры в музейных грабителей, попытавшись вспомнить что-нибудь из того предмета, который срочно учили в ночь перед сдачей.