Без малого 500 лет назад высокий темнокожий африканец приехал в Японию и стал первым иностранцем, которому удалось получить звание самурая.
Темнокожему самураю Ясукэ выпала честь обезглавить своего бывшего полководца — это считалось очень престижным в Японии на излёте Средневековья. Но как воин с африканскими корнями оказался в Восточной Азии?
Итак, человек, вошедший в историю как Ясукэ, был воином, достигшим звания самурая под властью Оды Нобунаги — могущественного японского феодала XVI века. Нобунаги был первым из трёх военачальников-даймё, поставивших себе целью объединить Японию.
По словам историка Лоуренса Винклера, прибытие воина в тогдашнюю японскую столицу Киото в 1579 году произвело такой фурор, что люди лезли друг на друга, чтобы увидеть его, а некоторые даже погибли в давке.
Уже на следующий год Ясуке вошел в высший эшелон военной элиты. Он выучился свободно говорить по-японски и стал ездить рядом с Нобунагой в бою.
«Его рост был 6 сяку 2 суна (188 см) … он был черным, а его кожа была как уголь», — описал его самурай Мацудара Етада в своем дневнике в 1579 году.
Средний рост японца даже к 1900 году составлял 157 см, поэтому в XVI веке Ясукэ казался великаном.
Становление воина
Свидетельств о дате или стране рождения Ясукэ нет.
Большинство историков говорят, что он прибыл в Японию из современного Мозамбика. Но некоторые исследователи отстаивают иные гипотезы. Например, что он мог родиться в Эфиопии или современной Нигерии.
Однако известно, что Ясукэ приехал вместе с итальянским иезуитом Алессандро Валиньяно во время миссионерского путешествия. И сведения о жизни воина относятся лишь к периоду между 1579 и 1582 годами.
Некоторые говорят, что он был рабом, но это практически невозможно подтвердить.
Документалисты Флойд Уэбб и Дебора де Сну, работающие над фильмом о жизни Ясукэ, считают, что предположения о его рабстве носят исключительно спекулятивный характер.
«Без предыдущего воинского опыта Ясукэ не смог бы за год стать самураем», — говорит де Сну.
Самураи начинали своё обучение в раннем детстве.
Дружба с даймё
По словам создателей фильма, Ясукэ встретил Нобунагу вскоре после прибытия в Японию.
Академик Томас Локи считает, что африканец уже сносно говорил по-японски на момент прибытия и сразу поладил с даймё, будучи талантливым собеседником.
По мнению Локи, Ясукэ развлекал Нобунагу рассказами об Африке и Индии, где темнокожий воин странствовал перед приездом на Японские острова.
Флойд Уэбб считает, что владение японским языком дало Ясукэ колоссальное преимущество. «В отличие от иезуитов ему не надо было заботиться о религии и душе Японии», — добавляет Уэбб.
По некоторым данным, Нобунага поручил своему племяннику дать Ясукэ денежную сумму на их первой же встрече.
Писатель Серж Биле был настолько заинтригован неординарной историей, что написал книгу о воине.
У африканского воина и японского даймё оказалось много общего. Нобунага был большим поклонником боевых искусств и интенсивно ими занимался.
По информации Уэбба, японским современникам даймё казался эксцентриком: он часто одевался в одежду западного стиля, но также искал общества высоко организованных и умных людей.
«Ясукэ был воином по духу», — говорит документалист. Он понимал культурный код Японии и любил танцевать и декламировать утензи — форму эпических произведений на суахили. Поэтому некоторые историки считают, что Ясукэ мог родиться на территории современного Мозамбика. На суахили по-прежнему говорят на севере этой страны.
Нобунага же был покровителем искусств и любителем жанра музыкальной драмы «но»- классической формы японского искусства.
Феодал считал темнокожего воителя частью семьи — африканец был среди очень немногих, кому разрешалось с ним обедать.
«Нобунага высоко ценил силу и авторитет Ясукэ, говоря, что тот силён, как десять человек», — говорит Дебора де Сну.
Легенда живёт своей жизнью
Когда Нобунага присвоил Ясукэ звание самурая, это было неслыханным делом: ни один чужеземец не мог рассчитывать на такую почесть. Позже и другие иностранцы стали получать самурайский титул.
Будучи первым самураем иностранного происхождения, Ясукэ участвовал в важных сражениях.
Африканец был рядом с даймё в роковую ночь, когда один из сподвижников Нобунаги — Акэти Мицухидэ — восстал против него и поджёг дворец, поймав феодала в ловушку в одной из комнат.
Собиратель японских земель покончил с собой, совершив ритуальное самоубийство сэппуку.
Историк Томас Локи считает, что перед суицидом полководец попросил Ясукэ обезглавить его и отнести голову и меч своему сыну, что было знаком большого доверия.
Сведения о жизни Ясукэ обрываются в 1582 году почти сразу после гибели Нобунаги. Возможно, изгнанный мятежными военачальниками африканец вернулся обратно в миссию иезуитов в Киото.
Хотя его дальнейшая жизнь остаётся загадкой, Ясукэ живет в воображении многих японцев, которые выросли на детской книжке «Куросукэ» («куро» — по-японски «черный») авторства Курусу Ёсио.
Отмеченная многими наградами книга заканчивается на трогательной ноте: после того как Нобунага убивает себя, Куро-сукэ везут в храм, где он вспоминает о своих родителях в Африке и плачет.
В мае онлайн-ресурс Variety сообщил, что актер из «Черной Пантеры» Чедвик Боузман собирается сыграть Ясукэ в художественном фильме.
Это будет второй голливудский фильм о жизни темнокожего самурая: в 2017 году о планах снять кино объявила голливудская студия Lionsgate.
Спустя почти 500 лет чернокожий самурай Ясукэ продолжает вдохновлять людей.