Кипа (в переводе с иврита – “полу шар” или “купол”) или ермолка – традиционный головной убор религиозного еврея. Считается, что название ермолка происходит от словосочетания йерей малка – “трепет перед царем” или “боящийся Бога”. По другому предположению, слово происходит от тюркского “ямурлук” – дождевой плащ с капюшоном.
Кипа – неизменный атрибут еврейской религиозности. Евреи издавна в любой стране своего пребывания придерживаются обычая покрывать голову. Смысл этого обычая – показать, что еврей осознает существование Всешнего и ценит Его мудрость больше (выше) головы, наиболее развитой и важной части человека. Нося кипу, еврейский мужчина утверждает свою принадлежность к еврейскому народу и еврейскому религиозному мировоззрению.
В соответствии с традицией, еврейские мужчины (включая мальчиков с 13-ти лет) должны везде ходить с покрытой головой – и на улице, и дома. Формально, покрытием для головы может быть любой головной убор, но последние лет двести предпочтение отдается именно кипе. Цвет и материал значения не имеет. При этом ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консервативные и традиционалисты – лишь в синагоге или во время еды. Реформисты не считают необходимым для мужчин покрывать голову, а женщины никогда не носят кипы.
Историки рассказывают нам, что обычай покрывать голову появился у евреев в период, предшествующий Первому Храму. В те времена голова покрывалась и из чисто практических соображений – чтобы голову не напекло на солнце, и из религиозных – опустить лицо, скрыться от гнева Вс-шнего, выразить свою покорность, не сметь смотреть на Вс-шнего. В древние времена головной убор был символом контакта с Б-гом – голову покрывали во время служения Вс-шнему, то есть во время молитвы, произнося благословения, при изучении Торы. Все это в дальнейшем перешло в покрывание головы большим талитом во время молитвы в Храме и вне его. Позже традиция видоизменилась в постоянное символическое покрытие головы.
По другой версии, причиной появления вышеуказанной шапочки в качестве головного убора послужили пресловутые Законы мусульманского халифа Омара. Эти законы гласили, что евреям было запрещено носить мусульманские тюрбаны. Они должны были покрывать голову чем-то другим.
Возможно, моду на ношение кипы принесли евреям тюрки. Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор. С течением времени все евреи стали носить кипу не только во время молитвы, но и в обычной жизни, показывая этим свое служение Богу.
Существует еще одна гипотеза, согласно которой во времена захвата Иудеи Грецией многие евреи приняли эллинскую культуру. Захват страны был бескровным. Греки принесли сюда свою культуру: театр, спорт, новую литературу. Чтобы отличаться от проэллинских иудеев, ортодоксальные стали носить небольшие головные уборы, дошедшие и до нас в виде кипы.
В противоречие этому предположению, фрески в синагоге Дура-Европос показывают, что в эллинистическом мире евреи ходили с непокрытыми головами. Трактат “Софрим” разрешает человеку с непокрытой головой вести утреннюю молитву в синагоге (Софрим, 14:12). Талмуд поведал нам историю о рабби Нахмане бар Ицхаке. Когда он родился, мудрецы сказали его матери: “Твой сын станет вором. Но чтобы избежать этого, не позволяй ему ходить с непокрытой головой”. С тех пор она постоянно повторяла ему: “Сын мой, покрывай голову, чтобы всегда чувствовать страх перед Вс-шним, и молись, чтобы Он не дал злому началу власти над тобой!” И вот, когда он вырос, то стал одним из величайших мудрецов Талмуда. Покрытие головы было исключением из правила. Важные, значительные раввины покрывали голову платком.
Обычай постоянного ношения кипы сформировался и устоялся приблизительно в раннее Средневековье для того, чтобы декларировать отношение евреев к служению Богу – оно не ограничивается присутствием в синагоге или духовным саном, каждый еврей контактирует с Ним в каждом своем поступке, а также с целью различения, “узнавания своих”. В средние века покрытие головы считалось обычаем благочестивых, но быстро стало общераспространённым обычаем. Шулхан арух постановляет: “Запрещено проходить четыре локтя с непокрытой головой” (Ораххаим 2:6). В 3 главе говорится: “С непокрытой головой запрещается произносить что бы то ни было, связанное со святостью Вс-шнего. Даже маленьких мальчиков следует приучать покрывать голову, так как это знак того, что еврей признает над собой постоянную власть Вс-шнего”.
В царской России евреи, жившие не за чертой оседлости, не имели права носить кипу, да и за чертой оседлости ношение кипы наказывалось огромным штрафом. Вместо этого евреи носили шляпы. В Советском Союзе ношение кипы официально не запрещалось, но и не поощрялось.
В наше время кипа играет роль лакмусовой бумаги. Сегодня ее ношение означает приобщение к иудаизму вообще и к традиции еврейского народа в частности, снятие же кипы символизирует уход… Несмотря на то, что кипа не является одной из 613 заповедей, как, например, законы кошера или соблюдения субботы, порой ее роль значительней. Некоторые религиозные евреи говорят, что кипа исполняет функцию экранирования мыслей еврея и, таким образом, не допускает всякие глупости до Творца. Со временем ношение головного убора стало характерной особенностью еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование субботы, ношение цицит и посещение миквы.
Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку.
Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают кипы меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой.
Белые кипы носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды РебАреле, называемые также Толдес-Арн, и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала МеаШеарим).
Иногда такая на кипе есть помпончик. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.
Обязательно ли еврею необходимо носить кипу? По этому поводу существуют различные точки зрения. Виленский Гаон в своих примечаниях к “Шулхан аруху” (пар. 8) писал, что у обычая покрывать голову нет оснований, но благочестивый или уважаемый человек может так делать. С другой стороны, р. Давидѓа-леви Сегаль в комментариях на “Шулхан арух” приводит мнение некоего раввина, гласящее, что покрытие головы – это заповедь Торы, выводимая из общего запрета “и по законам их [окружающих народов] не поступайте” (Ваикра, 18:3). Во время молитвы или чтения Торы голова обязательно должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение кипы не является заповедью. Ни в Торе, ни в Талмуде евреям не предписывается обязательно покрывать голову.
В любом случае, настоящая вера живет в сердце. Носить или не носить кипу постоянно – решение, исходящее от души еврея. Для каждого религиозного человека это решение важное и глубоко личное.