Европейский суд присудил победу немецким пионерам электронной музыки, группе Kraftwerk, в 20-летней тяжбе за использование их музыкального сэмпла рэпершой Сабриной Сетлур.
Предметом судебного спора стал двухсекундных фрагмент барабанной партии с композиции Kraftwerk 1977 года — Metall auf Metall. Немецкая реперша Сабрина Сетлур использовала этот фрагмент в своей песне Nur Mir, не спросив разрешения у Kraftwerk, и не пыталась заплатить за его использование.
В 2012 году Федеральный верховный суд Германии поддержал Kraftwerk, запретив ротацию песни Селтур. Однако в 2016 году Конституционный суд страны, наоборот, встал на защиту певицы и ее продюсеров Мартина Хааса и Мозеса Пелхама. Адвокаты Kraftwerk решили обратиться в Европейский суд в Люксембурге, который стал на сторону истцов.
Приговор суда означает, что использование любого — даже очень короткого — сэмпла должно быть заверено у авторов и продюсеров оригинальной композиции. При этом в решении суда говорится, что в случае изменения сэмпла до неузнаваемости его все же можно использовать.
Председатель Федеральной ассоциации музыкальной индустрии Германии Флориан Дрюкке уверен, что прецедент можно интерпретировать по-разному. «Суд создал критерии, согласно которым сэмплинг вытекает из свободы самовыражения», — считает он.
В то же время юристы заявляют, что решение суда может негативно повлиять на творческое самовыражение артистов — в частности, в хип-хопе, который считается самым семплоориентованим жанром.